Материалы сайта

\»Бавария\» vs \»Гладбах\» в интервью Райнера Бонхофа и Франца \»Быка\» Рота

\"\"Игры между \»Гладбахом\» и \»Баварией\» в 70-е были настоящей проверкой \»на прочность\» для обеих команд. \»11 Freunde\» представляет интервью с Францом \»Быком\» Ротом и Райнером Бонхофом, которые вспоминают о великих битвах за чемпионство.

 

Бонхоф и Рот впервые встретились на футбольном поле 14 апреля 1971 года на стадионе \»Бёкельберг\» в Мёнхенгладбахе. \»Боруссия\» обыграла \»Баварию\» со счетом 3:1.


Франц Рот (ФР): Такого не может быть. (смеется)

 

Райнер Бонхоф, на 69 минуте на поле вместо Вас вышел Юпп Хайнкес.


Райнер Бонхоф (РБ): Тогда я еще был нападающим, но с \»Быком\» я практически не пересекался на поле.

 

ФР: Передо мной стояла задача \»закрыть\» Гюнтера Нетцера…

 

РБ: … и тогда мы против тебя выпускали Хаки Виммера.

 

ФР: Как ни странно, но Вайсвайлер всегда ставил его против меня. И так получалось, что на любом участке поля мы оказывались втроем.

 

Райнер, а какую задачу ставил Вам тренер Хеннес Вайсвайлер?         


РБ: В начале семидесятых я обычно играл против Густля Старека, а когда он ушел, я почти всегда играл против Ули (Хенесса).

 

Вы так точно это помните?


РБ: Тогда были другие времена, трансферы были редкими. Бывало, что за год вперед я знал, против кого из \»Баварии\» я буду играть персонально. В этом было преимущество: если мой оппонент позволял себе что-то в прошлой игре, то в ответной я мог ему отплатить. Я думал: \»В следующем месяце я снова буду играть против Ули, \»повозим\» другу друга еще разочек…\».

 

В период с 1970 по 1979 противостояний \»мюнхенцев\» и \»гладбахцев\», \»Бавария\» одержала 9 побед, \»Боруссия\» — 6. Ничья была зафиксирована 5 раз.


РБ: В Мюнхене мы всегда плохо играли.

 

ФР: Это правда, как бы ни было смешно, но у нас возникало больше проблем в бременским \»Вердером\» и \»Кайзерслаутерном\».

 

РБ: Тем не менее статистика почти равная. А нашими \»проблемными\» клубами были берлинская \»Герта\» и \»Айнтрахт\» из Брауншвейга.

 

\»Айнтрахт\» Брауншвейг?


РБ: Да, это был опасный и страшный клуб. Все игроки были по 1,90 м роста и очень крепкие. Это доставляло нам проблем. Другого объяснения у меня нет.

 

В 70-е Вам не удалось выиграть ни одного матча в Мюнхене. Как это получилось?

 

РБ: \»Бавария\» всегда хорошо играла дома, у нее была огромная поддержка трибун. Мы знали, как тяжело играть там. В 1977 последний тур был в Мюнхене, где мы вели 2:0 – а потом \»Толстячок\» (Герд Мюллер) забил ближе к концу, и на последней минуте Ханс-Юрген Витткамп забил автогол.

 

ФР: Вы должны помнить, что до этого мы 4 с половиной года не проигрывали в Мюнхене. Многие противники ехали сюда с мыслью поскорее унести отсюда ноги.

 

Что стало причиной возникновения принципиальной дуэли между \»Гладбахом\» и \»Баварией\»?


РБ: Расцвет обоих клубов в 1965. Тогда оба футбольных клуба боролись за высокие места в турнирной таблице, отсюда было положено начало принципиальному соперничеству.

 

ФР: К этому следует добавить тот факт, что с самого начала мы были немного впереди (смеется). Уже в 1969 мы стали чемпионами.

 

РБ: А мы потом в 1970 и 1971.

 

ФР: Ну а мы следом три года подряд.

 

РБ: Что мы повторили с 1975 по 1977.

 

ФР: Наши клубы практически 10 лет господствовали в Бундеслиге.

 

РБ: Позже я говорил об этом с Хеннесом Вайсвайлером. Он тоже подметил, что оба клуба одновременно возвысились, правда, \»Бавария\» раньше стала чемпионом.

 

Как фанаты отнеслись к этой дуэли?

 

ФР: В рамках приличия. Наши фанаты не считали \»Гладбах\» ненавистным соперником. Мы с удовольствием ездили на стадион \»Бёкельберг\» и с удовольствием слушали, как бьет в свой барабан Маноло.

 

Чем отличался настрой от других выездных игр?

 

ФР: В Кайзерслаутерне чувствовалась ненависть. Когда игрок близко находился у забора, случалось, что болельщики могли ударить его через заграждение. Сегодня команды подъезжают к стадиону на автобусе, а тогда мы должны были с чемоданами пробираться сквозь толпу. В Кайзерслаутерне было страшно и беспокойно.

 

Для болельщиков игры между \»Гладбахом\» и \»Баварией\» были ошеломительными. А как для игроков?


РБ: Конечно были такие, особенно так называемые \»игры за 6 очков\». Когда первая команда турнирной таблицы играет против второй или третьей, матчи за первые строки чемпионата.

 

ФР: Несомненно это были лучшие игры Бундеслиги в ту футбольную эпоху.

 

Были ли какие-то регламенты этих игр?

 

РБ: Прежде всего то, что в стартовом составе у нас было 8 игроков из Западной Германии, а у них – 8 игроков из Баварии.

 

Каким образом это было возможно?


ФР: Наш менеджер Роберт Шван приложил много усилий для того, чтобы подписать игроков из родной земли: Франц (Бекенбауэр) и Зепп (Майер) из Мюнхена, Герд (Мюллер) из Нёрдлингена, Ули (Хенесс) из Ульма, Пауль (Брайтнер) из Фрайлассинга, Бернд Дюрнбергер из Кирханшоринга, да и я из Кауфбойрена. А сегодня в \»Баварии\» 5 переводчиков.

 

РБ: Еще с Ульриком Ле Фавром и потом с Аланом Симонсоном у нас были датчане в команде.

 

ФР: У нас играл австриец Густль Штарек, но он хорошо говорил по-немецки. Единственный, кого мы плохо понимали, был представитель земли Райнланд Юпп Капельман.

 

Сколько могли бы стоить игроки \»Баварии\» той эпохи в пересчете на сегодняшний день?

 

РБ: Ни один клуб не смог бы сегодня полностью скупить такую команду. Один Герд Мюллер стоил бы миллиард евро отступных, Пауль Брайтнер – 500 миллионов, Катше Шварценбэк был бы самым дорогим игроком защиты в мире. А сколько бы пришлось заплатить за Франца…

 

Почему игроки из глубинки так хороши на футбольном поле?


ФР: Мое мнение – из-за того, что мы полностью отождествляем себя с клубом. Если бы Бранко Зебеч в час ночи сказал: «Сейчас мы будем тренироваться», мы бы пошли на тренировку. Мы были сплоченным коллективом. По возвращению из Гладбаха, мы всегда заходили все вместе в ресторанчик \»Take Five\» в Швабинге (северный район Мюнхена).

 

РБ: А мы часто договаривались вечером, накануне официальной тренировки, поиграть 4 на 2 перед самой тренировкой.

 

ФР: Если тренировка начиналась в пол четвертого, мы собирались уже в половину третьего, ставили Зеппа в \»рамку\» и целый час колотили по воротам без разогрева.

 

Что в футбольном плане дали Ваши дуэли?

 

РБ:  Для молодого игрока это было как во сне. Мы выигрывали наши игры со счетом 5:4, а \»Бавария\» — 1:0, но тактические схемы обеих команд были очень интересные.

 

ФР: Удо Латтек перенял у Бранко Зебеча его схему.

 

РБ: А когда он в 1975 году пришел к нам, он попытался применить ее здесь.

 

Это давалось легко?

 

РБ: Конечно нет. Мы привыкли атаковать всей командой. Пока Гюнтер играл за нас, впереди всегда было минимум 5 игроков. Как правило, Хаки опережал Гюнтера, еще пока тот бежал вперед с мячом. Мы играли роскошнее \»Баварии\». Когда атака заканчивалась, все обязаны были возвращаться \»домой\».

 

А как играла \»Бавария\»?

РБ: У них вперед бегали \»Бык\», Бернд Дюрнбергер или Райнер Цобель, потом играли верхом \»двухходовку\», и пока впереди был \»Толстячок\», атака почти всегда завершалась удачно.

 

ФР: Мы сильно не переживали. \»Толстячок\» почти всегда делал свою работу, даже когда ему приходилось грызться с Берти (Фогтс).

 

Наверное, от этой дуэли многое зависело?

 

РБ: Абсолютно. Правда, нужно добавить, что в Мёнхенгладбахе Герду чаще всего приходилось отрабатывать в защите.

 

Герд Мюллер в защите?

 

РБ: Ну да, по крайней мере, я несколько раз замечал, как Герд опускался в защиту, а Франц высказывал ему: \»Ты что тут забыл? Иди вперед\». А \»Толстячок\» ему отвечал: \»Я запарился. Лучше ты иди вперед и играй против Берти…\».

 

Удавалось ли полностью закрыть Герда Мюллера?

 

РБ: В принципе, нет. Для игр с \»Баварией\» нам всегда приходилось перестраиваться. Как-то я играл в двойной связке на позиции центрального защитника против него. Или я играл опорника, а Берти перебирал его сзади. Играя против Герда, не было другого выбора, кроме как постоянно находиться возле него и блокировать мяч. Но делать это на протяжении 90 минут против него было практически невозможно. А самое ужасное было то, когда Франц прикрывал его сзади и искал возможность для передачи.

 

Был какой-то рецепт против этого?

 

РБ: Было только 2 возможности. Либо я успевал опередить пас на Герда, либо был возле него, позволял ему проделать его финт, а потом в подкате летел в мяч.

 

ФР: \»Толстячок\» не замечал соперников. У Берти Фогтса не было проблем с этим. Но Райнер должен был подключаться к атакам, что было невозможным, ведь \»Толстячка\» нельзя было терять из виду.

 

\»Бавария\» тоже перестраивалась, если речь шла о игре против \»Гладбаха\»?


ФР: Нет, мы играли всегда по одной схеме.

 

Даже разные тренеры не могли ее изменить?

 

ФР: Практически нет. В конце 60-х Бранко Зебец привил этот стиль и он перешел в мое время – до эпохи Пала Чернаи. Удо Латтек был слишком хитер, чтобы признать успешность этого стиля. Деттмар Крамер хотел его изменить, но ему это не удалось. Франц сзади, \»Толстячок\» впереди. А потом игра в \»стеночку\». Легко и просто.

 

Команда играла сама по себе.

 

ФР: Да, я бы так и сказал.

 

Вы согласитесь с утверждением, что \»Бавария\» Ваших времен играла в закрытый футбол?


ФР: В любом случае более закрытый чем \»Гладбах\». Наш стиль делал акцент на сохранение мяча. Мы никогда не запускали мяч вперед вслепую. Зеппу было практически запрещено делать вынос мяча. Если защитник уходил вперед, его позицию сразу занимал полузащитник. Убегал Франц, кто-то обязательно его страховал, чтобы в защите было численное преимущество. Вот что делало игры против \»Гладбаха\» особенным: могло произойти так, что мы играли пятью защитниками сразу против шести нападающих.

 

Вы завидовали атакующему футболу \»жеребят\»?


ФР: Не завидовали. У нас были свои прекрасные дуэли с множеством голов. В этом заслуга обеих команд. Или Вы вспомните игры с сухим счетом 0:0?

 

В семидесятых не было ни одной такой. В мае 1974 Вы даже проиграли в последнем туре в Гладбахе со счетом 5:0.


РБ: Я помню. Тогда за день до этого они проводили переигровку против \»Атлетико\» Мадрид и первый раз выиграли Кубок Чемпионов. \»Бавария\» досрочно оформила чемпионство, и поэтому за ночь до игры они почти не спали и праздновали.

 

ФР: Мы остановились в отеле рядом со стадионом \»Бёкельберг\». И перед игрой валялись на газоне отеля и загорали.

 

Стали легкой добычей.

 

РБ: Обычно все закончилось бы твердой ничьей, но мы хотели показать новому чемпиону на что способны. \»Бавария\» должна была праздновать титул после игры с нами. Но потом Зепп Майер пропустил гол с углового от нашего нападающего Бернда Руппа, который был на две головы ниже его. Ну, с этого все и началось. В результате получилось 5:0.

 

С какого времени \»Бавария\» стала национальным топ-клубом, каким и является ныне?

 

РБ: В начале такого не было. Игры на стадионе \»Грюнвальд\» ничем особо не отличались от игр на \»Бёкельберге\». Расцвет \»Баварии\»начался с переезда на \»Олимпиаштадион\» в 1972 году. Не забывайте, что тогда бюджет клуба Бундеслиги на 80% зависел от продажи билетов. И вот сразу число зрителей \»мюнхенцев\» выросло вдвое.

 

А какой бюджет был у \»Боруссии\»?

 

РБ: Мы начинали где-то с шести миллионов марок и достигали 15 миллионов. У \»Баварии\» тогда уже был бюджет в 35 миллионов марок.

 

ФР: В те времена нас смотрели почти 80 тысяч зрителей на \»Олимпиаштадионе\», а на игры еврокубков лучшие места обходились за 80 марок.

 

Финансовые ножницы?

 

ФР: А как иначе. На важные игры мы перебазировались на \»Райнштадион\» в Дюссельдорф. Но когда нам подняли плату за аренду стадиона, приходилось играть в еврокубках на 34 000-ом стадионе \»Бёкельберг\». Только представьте: 7:1 против миланского \»Интера\»в кубке обладателей кубков в октябре 1971 года не транслировали по телевизору, потому что телевизионщики не хотели платить 6000 марок, которые требовал наш менеджер Гельмут Грасхоф дополнительно за трансляцию матча против топ-команды. И так как \»ARD\»(крупнейшая телерадиокомпания ФРГ) считала, что у нас не было ни единого шанса против \»Интера\», они не стали транслировать игру. Менеджеру \»Баварии\» Роберту Швону никогда не приходилось сталкиваться с таким. Кого интересуют пара марок от телетрансляции, если \»Олимпиаштадион\» забит под завязку? Но мы нуждались в деньгах.

 

Сегодня, если бы в \»Гладбахе\» появился новый Бонхоф, он бы гарантировано попал в список покупок Ули Хенесса…


ФР: …и Ули бы пришлось хорошо раскошелиться. Я в этом абсолютно уверен.

 

В те времена были такие обмены игроками, но они еще не были такими обыденными.


РБ: Конечно нет. Впервые Ули нарушил эту традицию в 1984 году, забрав Лотара Маттеуса. А в 1975 году ко мне обратился Деттмар Крамер с предложением перебраться в Мюнхен.

 

И Вы отказались.


РБ: Я сказал: \»Господин Крамер, зачем это? Наши команды многие годы сражаются между собой за чемпионство. И я останусь здесь\».

 

Деттмар Крамер безусловно подкрепил свое предложение несколькими финансовыми аргументами.

 

РБ: Деньги тогда не играли решающую роль. Наверное тогда в \»Баварии\» я зарабатывал бы на 100 000 марок больше, но я оставался \»гладбахцем\» в сердце.

 

ФР: А я \»мюнхенцем\». Когда я получил предложение от \»Милана\», я подошел к Швону и спросил, можно ли мне поднять зарплату. И хотя она все равно было меньше той, что мне предлагали в Италии, я продлил контракт еще на три года.

 

Кредо Удо Латтека заключается в том, ч то все проблемы в команде можно разрешить с помощью  веселой вечеринки, где алкоголь поможет улучшить взаимоотношения.

 

РБ: Такую традицию я видел у Вайсвайлера. Он подошел как-то в среду после выездной игры и сказал: \»Ребята, пошли выпьем\». У Удо это было немного по-другому: после нашей удачной серии домашних игр, он заказал нам отдых в Гран-Канария. Поскольку у нас потом намечалось два тренировочных дня, мы отдохнули на полную катушку.

 

А как долго гуляли с Вайсвайлером?

 

РБ: Это палка о двух концах, каждый игрок сам решал. Ведь на следующее утро в четверг мы прилетали и сразу направлялись на тренировку. Вайсвайлер не принимал никаких отговорок и оправданий, мы это знали.

 

А как относились к неудачам такие тренеры как Хеннес Вайсвайлер, Удо Латтек или Бранко Зебеч?

 

РБ: Когда мы проигрывали, Вайсвайлер просто был в бешенстве. Латтек воспринимал это более спокойно и старался найти проблему.

 

ФР: Зебеч полностью слетал с катушек. У Латтека мы никогда не знали чего ожидать: после шикарной победы в субботу, в понедельник он заставлял нас тренироваться как сумасшедших. Если унизительно взлетим, он мог дать нам дополнительный выходной. Все под настроение.

 

Кого из Ваших партнеров по команде, по сравнению с другими, не оценили должным образом?


ФР: Катше Шварценбэк. В свое время он был одним из лучших передних центральных защитников мира, очень важное звено нашей схемы игры.

 

РБ: А у нас Юрген Витткамп. Он был не самым быстрым, но хорошо читал игру и всегда оказывался в нужном месте. Игрок мирового класса. Жаль, что его забыли. А ведь он мог бы смело выступать за сборную, но тогда в основе играл Катше.

 

Райнер Бонхоф, \»Бык\» Рот, какой игрок из противоположной команды импонировал Вам больше всего?


ФР: Бонхоф (смеется). Мы были схожи в способностях и физической подготовке.

 

РБ: \»Бык\», безусловно, игрок мирового класса. Никогда не давал в себе усомниться. Мы оба играли со слоганом: У тебя мяч, и я его у тебя заберу. И когда один из нас стыкался с другим, тут все начиналось…

FCBayern-Munchen.com

Добавить комментарий